Для городских жителей походы в супермаркет за продуктами или бытовыми покупками уже стали неотъемлемой частью рутины – мало кто всерьёз готовится или планирует свои закупы, входя в магазин с примерным списком необходимого или максимум небольшой заметкой в телефоне.
Однако поскольку любой супермаркет является, прежде всего, заведением для получения прибыли их владельцем, маркетинговые команды прикладывают все усилия, чтобы посетитель не смог уйти с пустыми руками и полным кошельком. Ниже рассказываем о 10 самых популярных трюков, из-за которых шансы потратить больше ожидаемого и купить что-то ненужное возрастают в геометрической прогрессии.
10 хитростей больших магазинов, которые надо иметь ввиду
Пирожные и выпечка, расположенные за прозрачными витринами, привлекают взгляд и соблазняют любого мимо проходящего покупателя – если во время шопинга человек голоден, то удержаться от перекуса хрустящей булочкой будет невозможно. Сладкий запах, приглушенный теплый свет и готовые пакеты для выпечки со стикерами лишь упрощают принятие решения.
Лучший способ избежать соблазна – не закупаться голодным.
Музыка, играющая внутри супермаркета, тоже призвана работать на мозг гипнотизирующим образом – обычно в тех отделах, мимо которых человек быстро проскакивает и хватает одну-две позиции (средства гигиены, дешевые товары) будет играть быстрая и энергичная музыка, понижающая внимательность. Так, покупатель может схватить что-то еще, не рассматривая и не задумываясь о своих действиях.
А вот в отделах с более дорогими, редкими или привлекательными товарами (те же сладости) обязательно будет играть успокаивающая, умиротворяющая мелодия.
Цветовая палитра внешнего и внутреннего оформления магазина тоже имеет большое значение – пожалуй, не существует супермаркета, полностью оформленного в холодных оттенках. Поэтому чаще всего сетевые магазины либо полностью формируют свой бренд в тёплых цветах, либо чередуют их с приятными оттенками зелёного, фиолетового, глубокого синего. Внутри же интерьер подстраивают под сам товар – фрукты должны быть в ярком окружении, что сделает их более свежими на вид, мороженные продукты – в белом или светло-голубом, мясо – рядом с красным и т.п.
Обычному покупателю может показаться, что скидочные или дисконтные карточки – это подарок от заведения своему верному клиенту за долгий период выбора именно этого магазина, то есть акт безвозмездной благодарности. Однако на самом деле магазины получают немалую прибыль с каждого обладателя программы лояльности. Почти гарантировано, что человек будет ходить именно в ту сеть, карточку которой ему уже выдали. Карты также дают возможность следить за покупками и предлагать личные акции, заставляющие потратить больше обычного. Как пример — вы не собирались покупать креветки и морепродукты, а вдруг на входе в супермаркет вам приходит СМС, что для вас «личное предложение» – две упаковки по цене одной. И только изучая чек вы поймете, что вас примитивно надули.
Товары-приманки отлично работают в сезон, когда популярность на конкретную позицию растет – например, в мае сделав выгодную скидку на мясо к шашлыкам, супермаркет почти гарантированно станет самым посещаемым среди конкурентов и привлечет внимание даже тех, кто в нём никогда не был. Или не стал бы делать шашлыки по своему желанию, «но раз такая возможность…» Итог – покупка чего-то совсем необязательно — «уже пришел, то куплю что-то».
По этому же принципу располагаются рядом совместимые товары, например, шампуни и ополаскиватели, мясо и соусы, чай или кофе и шоколад. Выбрав что-то одно и увидев в поле зрения сочетаемый продукт, человек более вероятно приобретет его, ведь искать ничего не придется.
Магазины охотно перешли на бумажные пакеты не только из большой любви к экологии, но и потому, что продукты в такой упаковке быстрее портятся – например, хлеб или выпечка засохнет намного быстрее, чем в полиэтилене, и придется идти покупать новый товар.
Похожей идеологией пользовались сетевые магазины при выпуске собственных брендированных эко-сумок – они не только работают как «ходячая реклама», но и рассчитаны на такой объём, чтобы увеличить обычный размер покупки человека. Вряд ли кому-то будет комфортно идти с большой сумкой и всего одной болтающейся шоколадкой в ней, захочется положить что-то еще. При этом подобные тканевые шопперы повышают доверие до сети из-за той же «заботы» об экологии.
На первых рядах и в поле непосредственного зрения взрослого человека располагаются те товары, которые хочется продать в первую очередь – либо у них подходит к концу срок годности, либо они просто более выгодны по цене. Дешевые товары, скорее всего, будут либо очень высоко, либо очень низко. При этом сладости и безделушки разместят обязательно в поле зрения ребенка, то есть немного ниже.
Ну и бессменная классика – стойки рядом с кассами, одинаково эффективно пленяющие внимание как взрослых, так и детей. После того, как покупатель завершил основной этап покупок, он расслабляется и менее ответственно относится к тому, что ему еще продадут или предложат. Рассматривая полки в ожидании своей очереди, безделушка может показаться хорошим выбором. Дети, которым скучно просто стоять, почти гарантированно начнут клянчить батончик или жвачку. Да и в случае, если нужен какой-то мелкий или срочный товар – салфетки, спички, зажигалка – он почти точно будет на кассе, но за большей ценой, чем в зале магазина.
Читайте также: Росскачество проверило паштеты в магазинах — из 16 образцов только 2 качественные